Игра Го

Правила

Что такое Го (вэйци, бадук)?

Го – это древняя стратегическая игра, которая тысячелетиями использовалась деловой и политической элитой как технология развития стратегического мышления и моделирования успешных стратегий.
В императорском Китае правители применяли принципы Го для управления государством, а сегодня Го помогает людям и компаниям разрабатывать эффективные стратегии, создавать великие команды, занимать и удерживать лидерские позиции.

Правила Го

Игра начинается с пустой доски.

Метафорически доска может олицетворять любое пространство.
Например:
 – территорию государства или континента;
 – рынок, его отдельную нишу;
 – сферу личностного роста;
 – пространство коммуникаций.

 

Цель игры – захват территории максимально эффективным образом
Территория – это свободные (не занятые камнями) пересечения линий, окруженные камнями одного цвета.

Го устроено так, что жадный проигрывает, но и скромный не побеждает.
Слишком много захваченной территории (непомерные амбиции) не удержать, соперник уводит вашу территорию у вас прямо из –под носа и строит там свои базы. Маленькую территорию отнять сложно, но её не хватит для победы! Для победы нужно соблюдать баланс.

 

Правила постановки камня


Камни ставятся в пересечения и не передвигаются.
Дыхания – свободные пункты вокруг камня.
Метафорически, камень – это ресурс, частица силы. Поставить камень – значит приложить усилие в конкретной точке.
Как только камень поставлен на доску, он обретает связь с пространством.

 

Снятие камней


Камень (группы камней), все дыхания которых перекрыты, покидают пространство доски (съедаются).

 

Запрет самоубийственного хода


На схеме вы видите пример самоубийственного хода и разрешенного хода:
Ход белых камней в «А» запрещён как самоубийственный.
Ход белых камней в «В» разрешен, потому что перекрывает последние дыхания черных. В результате, черные камни снимаются с доски.

 

Правило Ко (запрет повтора позиции)


В Го запрещено повторять позицию, которая была до этого хода. Вечное взаимное снятие камней сделало бы игру бессмысленной, как сказали бы философы, это «дурная бесконечность».

 

Группа выживает, если смогла построить «два глаза»
Примеры групп с «двумя глазами»


Если у группы два пункта, куда оппонент не может поставить свой камень, то такая группа считается «живой». Иначе говорят, что у группы имеется «два глаза». Чтобы убить такую группу, надо сделать одновременно два хода, что невозможно.

 

Давайте повторим правила:

  • Игра начинается с пустой доски.
  • Цель игры – захват территории.
  • Выигрывает тот, кто захватил больше территории к концу партии.
  • Ход делается в пересечение линий доски.
  • Камни, выставленные на доску, не передвигаются.
  • Чёрные ходят первыми. Ходы совершаются по очереди.
  • Камень (или группа соединённых камней) считается захваченным, если противник занял все их степени свободы (дыхания).
  • Захваченный камень снимается с доски и кладётся в отдельную чашу.
  • Запрещается делать самоубийственные ходы, которые не ведут к взятию камней противника.
  • Правило ко. Если одна из сторон захватила камень, то другая сторона не может следующим ходом повторить позицию.
  • Группа выживает, если она может построить два глаза.

 

Уровни моделирования

«Если тактика – это искусство организации отдельных сражений, то стратегия – увязка этих сражений с единой целью войны»
Карл фон Клаузевиц

Го учит как тактическим приёмам, так и стратегическим.

Доска большая и поле для развития есть во всех её частях. Можно провести блестящие тактические комбинации, но проиграть стратегически. Чтобы выиграть партию нужно увязать действия в разных частях доски между собой.

Тактический уровень игры


Стратегический уровень игры

Управление большими территориями, бизнесом, сложными системами требует увязки действий в локальных позициях с единой стратегической траекторией (стратегия – тактика, глобальный – локальный уровень).

«В отличие от шахмат, в Го нет камня –короля, убийство которого даёт победу. Ценность камней постоянно меняется и зависит от выполняемой ими задачи. Победная стратегия строится на мультимодальном развитии в нескольких направлениях и ставке на множество локальных решений без генерального сражения»
(из книги Сергея Горькова «Мышление 2.0)

 

Территория и влияние

«Влияние – это способность воздействовать на определенные точки пространства»
Франклин Рузвельт


Посмотрите на доску. Белые оградили себе гарантированную территорию. Никто не может туда вторгнуться и выжить. Территория – это их актив, капитал. Всё, что вокруг – это пространство влияния. В отличие от территории, у него нет четко очерченных границ. Но влияние создаёт будущие возможности. Если выбрать стратегию игры без влияния, только на территорию, вы точно сможете выжить, но очков у вас будет на порядок меньше чем у оппонента.

Однако, делать ставку на одно лишь влияние также рискованно. Потому что далеко не факт, что вам удастся конвертировать ваше влияние в реальный капитал. Го наглядно показывает, что если ты не смог конвертировать влияние в территорию, то скорее всего ты напрасно потратил на это свои камни (ресурсы). Таким образом, перед каждым игроком стоит задача поиска стратегического баланса территориальных приобретений и наращивания влияния.