Стритбол

Правила

Правила игры в стритбол

Игры проводятся по официальным правилам баскетбола ФИБА со следующими исключениями:

1.1. Площадка
Площадка должна иметь ровную плоскую поверхность, покрытую асфальтом или другим материалом, пригодным для игры.
Игровая площадка ограничена традиционной центральной линией, т.е. представляет собой половину традиционной баскетбольной площадки с одной корзиной. Имеет разметку, нанесенную белой краской в соответствии со схемой.
Места для борьбы за подбор при штрафном броске обозначены линиями длиной 85 см и шириной 5 см и расположены так же, как и на обычной площадке для баскетбола.

1.2. Судья

Основные обязанности Главного судьи и судьи турнира:
— проведение процедуры жеребьевки в ситуации «начало игры», «спорный мяч» и в подобных ситуациях;
— определение ситуации «спорный мяч»;
— определение команды, имеющей право на владение мячом, в ситуациях, когда это требуется;
— ведение счета игры;
— отсчет игрового времени;
— предоставление тайм-аутов и замен;
— фиксирование всех нарушений (пробежка, неправильное ведение, аут и т.д.), а также всех фолов.
Апеллировать решение судей имеет право только капитан команды путём корректного общения с судьями.

1.3. Команды
Капитаном может быть любой из членов команды.
Майки всех игроков команды должны иметь одинаковый цвет (остальная форма произвольного цвета). Цвет маек должен быть согласован с Оргкомитетом чемпионата.
Игрок не должен носить никаких предметов, представляющих опасность для других игроков.
Требования к обуви игроков: к игре допускаются игроки только в спортивной обуви.
Если команду представляют только два человека, они могут начинать игру. Если в команде остается меньше двух человек до или во время игры, ей засчитывается поражение лишением права 0:2.
В случае если игра не состоялась или не была доиграна до конца по вине одной из команд, судья засчитывает провинившейся команде поражение — 0:2.
Неявка команды — это отсутствие команды на площадке в момент начала игры (если команду представляют два человека и более, они могут начинать игру). В случае неявки команды ей засчитывается техническое поражение — 0:2.

1.4. Начало игры
Команда, начинающая игру, определяется жребием (монеткой) перед началом матча.

1.5. Заброшенные мячи
За бросок из традиционной трехочковой зоны начисляется 2 очка (исключение — см. п. 1.6., Примечание 1), за остальные броски — 1 очко.
После каждого попадания мяч передается оборонявшейся команде, и игра возобновляется согласно п. 1.8.

1.6. Продолжительность игры
Игра длится 10 минут или до момента, когда одна из команд наберет 16 очков (исключение — см. Примечание 1).
В первые 9 минут отсчитывается грязное время, последняя минута — чистое время.
В дополнительной трехминутке первые 2 минуты — грязное время, последняя минута — чистое.
При разнице в счете в 7 и более очков последняя минута отсчитывается в режиме грязного времени.
При тайм-аутах время останавливается.

Примечание 1. В случае текущего счета 15:15 команды играют «баланс», т.е. игра идет до преимущества одной из команд в 2 очка, причем любой результативный бросок оценивается 1 очком.

Примечание 2. В случае равного счета по истечении 10 игровых минут команды играют дополнительный период (3 игровые минуты) до первого заброшенного мяча. Команда, которой предоставляется владение мячом в начале дополнительного периода, определяется так же, как команда, имеющая право на владение мячом в ситуации «спорный мяч» (см. п. 1.11). Если в течение 3 минут дополнительного периода мяч не заброшен, команда-победитель определяется по двухочковым броскам (команда считается выигравшей, если игрок команды забивает мяч из традиционной трехочковой зоны, а игрок другой команды — не забивает, и наоборот).

1.7. Замены
Замены разрешены обеим командам в любой момент, когда мяч мертвый, в т.ч. если после нарушения право на владение мячом имеет команда соперников.
Просьбу о замене капитан команды высказывает судье.
Количество замен не ограничено.

1.8. Вбрасывание
После заброшенного одной командой мяча команда-соперник получает право на владение мячом в традиционной трехочковой зоне. Игрок этой команды должен передать мяч сопернику для проверки («чека»); получив его обратно, он имеет право совершать любые игровые действия, включая атаку корзины.
«Чек» производится следующим образом: защитник передает мяч нападающему, нападающий должен установить контроль над мячом (в этот момент — по установлении контроля — включаются игровые часы в начале игры и овертайма, а также на последней минуте, когда время чистое).
Судья предупреждает капитана нападающей команды, если игрок с мячом не произвел «чек». После второго предупреждения при следующих нарушениях правила нападающая команда получает технический фол.
В случае немедленного выбивания защитником мяча при «чеке» до установления нападающим контроля над мячом: предупреждается капитан защищающейся команды, время не запускается, «чек» выполняется заново.
При следующих нарушениях правила защищающаяся команда получает неспортивный фол.
Таким же образом мяч вводится в игру командой, получившей право на владение мячом после фола, после результативного штрафного броска, после нарушения правил командой-соперником или после аута.

1.9. Смена контроля
В случае смены командного контроля в процессе игры (подбор в защите, перехват) команда, получившая контроль над мячом, не имеет права атаковать корзину прежде, чем выведет мяч в традиционную трехочковую зону (вывод в трехочковую зону предполагает, что игрок с мячом покинул двухочковую зону).

1.10. Нарушения
Применяются следующие правила:
— пробежка;
— неправильное ведение;
— правило 5 секунд (при плотной опеке игрок с мячом должен либо начать ведение мяча, либо отдать пас, либо совершить бросок по кольцу).
После нарушения мяч передается противоположной команде, и игра возобновляется согласно п. 1.8.

1.11. Спорный мяч
В ситуации «спорный мяч» команда, которой предоставляется право на владение мячом, определяется следующим образом:
— любой из игроков команды, которая последней контролировала мяч перед возникновением ситуации «спорный мяч», совершает бросок с любого места в традиционной трехочковой зоне — если бросок точен, его команда получает право на владение мячом, если неточен, это право получает команда-соперник.

1.12. Фолы и штрафные броски
Все фолы объявляет судья.
Любой некомпенсированный (в результате «особой ситуации») персональный фол, кроме фола, совершённого игроком команды, контролирующей «живой» мяч или имеющей право на владение мячом («фол в нападении»), а также любой некомпенсированный неспортивный, технический или дисквалифицирующий фол наказывается предоставлением команде-сопернице пробития штрафных бросков. Количество штрафных бросков зависит от статуса фола.
Устанавливается лимит в 5 командных фолов. Команда, не исчерпавшая этот лимит, наказывается за фол передачей мяча команде соперников для вбрасывания (см. п. 1.8). После забитого с фолом броска мяч также остается у команды, которая забила.
Все фолы команды сверх указанного лимита, а также фолы в последнюю минуту игрового времени и во всё время овертайма наказываются предоставлением команде соперников права на 1 штрафной бросок (исключение: в случае фола при неуспешной попытке двухочкового броска пробиваются 2 штрафных), после чего игроки обеих команд имеют право участвовать в борьбе за подбор. Штрафной бросок выполняет игрок, против которого был совершен фол. После того как зафиксирован фол, ему отводится 5 секунд на выполнение штрафного броска. За эти 5 секунд остальные игроки должны занять правильные позиции для подбора. В случае если штрафной бросок неудачен: команда, выполнявшая бросок, имеет право атаковать корзину сразу; команда-соперник должна сначала вывести мяч в традиционную трехочковую зону.
Количество персональных фолов, которые может получить игрок, не будучи дисквалифицированным, не ограничено.
В случае технического фола или фола типа «драка» (F) штрафной бросок выполняет любой из игроков пострадавшей команды, присутствовавших на площадке в момент совершения фола.
Технические и неспортивные фолы наказываются 1 штрафным броском каждый. При этом остальные игроки не должны занимать позиции для подбора. После неспортивного фола мяч остается у команды, пробивавшей штрафной.
Игрок, совершивший в одной игре 2 неспортивных фола или 2 технических фола, дисквалифицируется до конца игры. Команда, два игрока которой получили по два неспортивных или технических фола в одной игре, дисквалифицируется до конца турнира.

1.13. Тайм-ауты
Команда имеет право на один 30-секундный тайм-аут. Время игры останавливается, только если тайм-аут взят в последнюю минуту игрового времени.
Примечание. При травме игрока или появлении кровотечения у игрока судья обязан моментально прервать игру и объявить технический тайм-аут. Игрок должен немедленно покинуть площадку и обратиться к врачу. Как можно скорее должна последовать замена.